Содержание
 

 
Читательский труд
Спешка – виновница легкомыслия
 
Вечная память
Кончина супруги Галины
 
Скит и вокруг скита
Из истории одной обители
 
В кавказской пустыне
Прииди и виждь
 
Перемещение ума
Зачем собирать ум в сердце
 
Ум и его энергия
Смешение понятий
 
Ум. Внимание. Молитва
Взаимосвязь понятий
 
Обители того света
В окрестностях рая
 
Путь на Голгофу – путь внутренний
Предисловие к житию сщмч. Филумена
 
Предисловие к книге
«Сборник о молитве Иисусовой»
 
Внутренний подвиг
Беседа с братией скита
Всех Святых на Валааме
 
Мысль и слово
Особенности умно-сердечной
молитвы
 
«Виды» Иисусовой молитвы
Чтение с рассуждением
 
Мысленная брань
О технике отсечения помыслов
 
Почему на сайте нет форума
Ответ на вопрос читателя
 
Искусство молитвы
О проекте «Путь умного делания»
и о новых книгах
 
Благая часть
О молитве Иисусовой и умном делании
 
Исихазм – образ жизни
Дух мира, стяжаемый среди мiра
 
Единственный путь
О новых выпусках книг нашей
серии
 
Последняя брань
Кончина схимонахини Антонии
 
Читательский труд
 
 Спешка – виновница легкомыслия
 
Многие темы из затронутых в книгах нашей серии, достаточно сложны и многогранны, полноценное их рассмотрение требует обстоятельности, а порой даже отдельной публикации. Однако изначально заданный формат наших изданий налагает свои ограничения и часто приходится лишь вскользь касаться некоторых вопросов, не углубляясь в тему, рассматривая только основные положения.

Возможно это и к лучшему, ибо вынужденная краткость изложения, помогает удержать внимание тех читателей, кто к длительному сосредоточению не вполне предрасположен. Как сказано духовно просвещенным мыслителем древности: «Паче всего позабочусь о краткости, ибо знаю, что немногословие и ленивых привлекает к чтению»[1]. Давно ведь известно, что в массе своей «читатели вообще ленивы на духовное чтение и большой книги пугаются, а маленькую скорее прочтут»[2].

Если так было в прежние времена, то тем более – ныне. Для нашей читающей публики вполне характерно такое мнение: «Очень интересуюсь литературой о молитве Иисусовой, об умном делании. Но ваши книги отпугивают своим объемом, одолеть такие тома мне не по силам. Хотелось бы видеть на эту тему небольшие книжицы в популярном, доступном для всех изложении. Многим было бы полезно»[3].

Наш современник, особенно молодой, нетерпелив, тороплив, поверхностен и рассеян. Интеллектуально он воспитан в рекламно-клиповой среде на суррогатах web-культуры, он мыслит телеграммно, в ритме рока, по шаблонам чатов, в формате смс, его эпистолярный стиль – одноабзацные посты и однострочные коменты. Стремительно теряется у современника дар слова, культура речи. Хорошим тоном становится вульгарный жаргонизм. В письменном общении и вовсе намечается отказ от слова, ему подменой – примитивный смайлик.

Сформированное в таких условиях сознание не восприимчиво к развитой, углубленной мысли, его обладатель теряется перед массивным текстом и не решается открыть объемную книгу, предпочитая ей тонкую брошюру.

В этом отношении книги нашего проекта для кого-то слишком тяжеловесны и не слишком удобочитаемы. Надеемся, что эту трудность отчасти помогает преодолеть стиль изложения, которого стараемся держаться: по возможности, на сколько позволяет сама тематика, мы стараемся рассматривать каждую тему предельно кратко и сжато.

Для тех же, чей интерес простирается глубже, кто ищет обстоятельности, кто хочет вникать в детали, предполагаем подготовить новые издания в продолжение и развитие нашего исследования[4].

Попутно можно упомянуть еще об одной актуальной проблеме. Вот типичное замечание одного из наших читателей: «Многим сегодня объективно некогда читать – и не только объемные тома, но даже простые книги»[5].

Да, темп современной жизни высок, стиль жизни лихорадочен, часто человек захлебывается в суете. Когда время в дефиците, то хроническая спешка, виновница легкомыслия, ведет к соблазну – заменять книгу печатную на звукозапись, на аудиокнигу.

Но будет ли это удачным решением?

Дело в том, что улавливать текст на слух или читать самому текст печатный – это совсем разные виды восприятия. Мозг по-разному обрабатывает информацию полученную через органы зрения и слуха. Соответственно, с учетом специфики восприятия должен писаться и авторский текст: для чтения иначе, нежели для озвучивания. Если же пренебречь законами восприятия, то это прямо скажется на усвоении материала читателем или слушателем.

Такие устные жанры, как проповеди, беседы, лекции, изначально предполагают аудиоформат, с учетом чего составляются и тексты к ним. В то время как печатная книга, написанная в расчете на чтение, но озвученная диктором, будет восприниматься на слух со значительными потерями.

Сказанное не относится к произведениям художественной литературы, речь сейчас не о них. Нам надо учитывать, что когда в формат аудиозаписи переводятся тексты духовного содержания – книги богословской, аскетической тематики, святоотеческие писания, – то слушатель может получить лишь поверхностное знакомство с темой. При этом многое проскальзывает мимо сознания, не успевает запечатлеться, возбудить в сердце отклик, пробудить рефлексию.

Знакомство тоже, конечно, полезно, но это не то же, что труд познания. Книга сложного содержания требует иной формы внимания. Чтобы всерьез изучить предмет, разобраться в каком-то вопросе, чтобы вникнуть и углубиться в тему, размышлять над ней, исследовать и учиться – необходимо погрузиться в печатный текст.

В отличие от слушания, чтение позволяет задержаться на важной мысли, возвратиться к прочитанному, перечитать, прерваться, обдумать. Многие читают с карандашом: подчеркивают значимые места, делают для себя пометки. Это уже не просто чтение, но работа над материалом, углубляющая его усвоение. И, к тому же, активизирующая наше собственное творческое мышление.

Обсуждаемая тема особо актуальна для ревнителей исихии – искателей совершенства во внутреннем делании. Ведь им предстоит обучаться чтению текста без отрыва от умной молитвы. А ради этого немалое время придется с усердием посидеть над книгой.

Еще одна проблема связана с тем, что при аудиозаписи текст читать в идеале должен сам автор. Особенно это касается аскетических и богословских писаний. Если же автора нет в живых, то привлекать к чтению под запись необходимо не дикторов профессионалов, а духовно опытных лиц, преуспевших в молитвенной практике. Но этого обычно не происходит и результат вызывает немалое разочарование. Диктор часто не способен с точностью донести идеи автора, а иногда даже вносит искажение смысла.

Дело в том, что диктор, как правило, не понимает вполне того, что читает. Соответственно, его логические ударения и интонационные акценты во многом не адекватны содержанию, что и нарушает точность авторской мысли. К тому же, часто профессиональный «артистизм» дикторов, привносящий «художественность» и манерность, искажает сам дух читаемых писаний.

Итак, мы должны понимать, что в тех случаях, когда не находим возможности поработать с книгой и предпочитаем прослушать ее аудио версию, то мы лишаем себя тех благих обретений, которые способна даровать нам духовная литература. Знакомства с серьезной книгой недостаточно. Она требует от нас потрудиться. Читать труды на духовные темы – само по себе есть труд, это вид духовной работы. Кто не сумеет в это вложиться, тот останется духовно окраден.

Потому и встречаем у наших святых наставников такие советы: прочитывай хотя бы по одной святоотеческой странице в день. По немощи – хотя бы по абзацу.

© Новиков Н.М. 2024. www.nnproekt.ru
 

 
Примечания
 
[1] Феодорит Кирский, блж. Творения. М., 2003. С. 88.

[2] Киреевский И.В. Разум на пути к Истине. М., 2002. С. 385.

[3] Из письма читателя И.Р. Личная переписка. Архив автора.

[4] В рамках нашего проекта планируем выпуск трехтомника, посвященного дальнейшему изучению умного делания. Это три цикла бесед: «Начало молитвы», «Искусство молитвы», «Таинство молитвы». Первая книга этой трилогии уже издана (2015), вторая и третья находятся в разработке.

[5] Из письма свящ. В.Л. Личная переписка. Архив автора.

Яндекс.Метрика